Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

В помощь родителям


Что делают дефектологи?

Широко распространенное мнение о том, что учителя-дефектологи только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так.
Глобальной целью логопедического воздействия является РАЗВИТИЕ ВСЕЙ РЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ в целом, а именно:
  • развитие общей речевой активности,
  • накопление словаря,
  • развитие физического и речевого слуха,
  • развитие грамма­тической стороны речи,
  • обучение навыкам словообразования и словоизмене­ния,
  • развитие артикуляционной моторики,
  • развитие связной речи и, наконец,
  • коррекция произношения.
 В ходе работы попутно решается ряд дополнитель­ных задач:
  • развитие психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление),
  • формирование элементарных учебных навыков (уметь внимательно слушать преподавателя, целенаправленно и усидчиво выполнять поставленную задачу, адекватно оценивать результат своей работы и исправлять ошибки),
  • формирование предпосылок обучения грамоте (обучение звуковому анализу слов, знакомство с понятиями «звук, слово, предложение» и др., развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки).

 Десять простых советов учителя-дефектолога родителям

  • Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.
  •  Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.
  • Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»
  • Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.
  • Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.
  • Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.
  • Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.
  • Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.
  • Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.
  • Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

КАК РАБОТАТЬ СО ЗВУКАМИ

  • Проговорите звук совместно с ребенком.
  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
  • Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.
  • Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
  • В тетради напишите по образцу букву по клеточкам.
  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.
  • Проговорите речевой материал на этот звук.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • Отвечайте на все вопросы детей насколько можно терпеливее и добросовестно.
  • Серьёзные высказывания и вопросы ребёнка воспринимайте всерьёз.
  • Не ругайте ребёнка за беспорядок в его комнате, если это связано с творческой работой и она ещё не закончена.
  • Отведите ребёнку комнату или часть комнаты только для его занятий.
  • Показывайте малышу, что вы его любите таким, какой он есть, а не за его достижения.
  • Давайте ребёнку посильные задания.
  • Помогайте малышу строить свои личные планы и принимать решения.
  • Установите нормальный стандарт поведения и следите, чтобы ребёнок его придерживался.
  • Никогда не говорите ребёнку, что он хуже других.
  • Приучайте ребёнка думать самостоятельно.
  • Не унижайте ребёнка, наказывая.
  • Регулярно читайте ребёнку и приучайте его к чтению с малых лет.
  • Поддерживайте у ребёнка желание фантазировать.
  • Внимательно относитесь к индивидуальным возможностям ребёнка.
  • Выделите время для ежедневного общения с малышом.
  • Разрешайте ребёнку принимать участие в планировании семейных дел.
  • Не дразните ребёнка за ошибки.
  • Хвалите ребёнка за выученные стихи, рассказы, песни.
  • Позволяйте ребёнку играть со всевозможными материалами.
  • В занятиях ребёнка находите моменты, достойные похвалы.
  • Не хвалите ребёнка без причины и неискренне.
  • Будьте объективны в оценках своих чувств.
  • Не  существует тем, которые исключаются для обсуждения с ребёнком.
  • Давайте ребёнку возможность самостоятельно принимать решения.
  • Помогайте ребёнку быть личностью.
  • Развивайте у ребёнка позитивное восприятие его способностей.
  • Помогайте малышу выбрать те телепередачи, которые заслуживают внимания.
  • Никогда не отмахивайтесь от неудач ребёнка, говоря: «Я это тоже не умею».
  • Верьте в ум ребёнка и доверяйте ему.
  • Позволяйте ребёнку самостоятельно выполнять основную часть работы, за которую он взялся, даже тогда, когда у него нет уверенности в позитивном исходе.

Рекомендации для родителей из серии «Домашняя игротека» по профилактике дисграфии

Игра с пластилином
 Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позже можно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.
Игра со счетными палочками или мозайкой
Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.
Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией».
Буквы из проволоки
Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.
Занятия на прогулке
На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.
Игра с красками и водой
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.
Развиваем тактильные ощущения
Для того, чтобы ребенок лучше запомнил графический образ букв, полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.
Рисуем буквы в воздухе
Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.
Итак, приготовьте цветные карандаши, счетные палочки или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком знакомиться с буквами.
 

Разделы сайта