Что такое интегрированное обучение и воспитание.
В Беларуси сформирована система интегрированного обучения и воспитания, когда ребенок с особенностями может обучаться вместе с детьми без нарушений. Около 70% детей с ОПФР (с особенностями психофизического развития), нуждающихся в получении специального образования, сейчас находятся именно в этой системе, то есть в классах интегрированного обучения и воспитания.
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании)
Начало формы
Интегрированное обучение и воспитание организуется для следующих групп детей:
- с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью);
- с нарушениями психического развития (трудностями в обучении);
- с тяжелыми нарушениями речи;
- с нарушениями зрения;
- с нарушением слуха;
- с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Необходимым условием его организации является обеспечение положительных межличностных отношений участников образовательного процесса, создание адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР.
Цель интегрированного обучения и воспитания - реализация права детей с ОПФР на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Задачи интегрированного обучения и воспитания :
▪освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
▪ исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
▪обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
▪ создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
▪ формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
▪ формирование позитивно ориентированной личности;
▪ профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Классы интегрированного обучения и воспитания:
▪ полной наполняемости;
▪ неполной наполняемости.
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия и учебные занятия по отдельным учебным предметам учебного плана специального образования на уровне общего среднего образования.
На проведение коррекционных занятий и учебных занятий по отдельным учебным предметам в классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости в соответствии с примечаниями к учебным планам специального образования на уровне общего среднего образования выделяются учебные часы из расчета:
4 учебных часа в учебную неделю на одного учащегося: слабослышащего, слабовидящего, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями психического развития (трудностями в обучении).
Коррекционно-педагогические занятия учителем-дефектологом проводятся в отдельном специально оборудованном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям, оснащенном коррекционно-развивающим оборудованием, необходимыми средствами обучения и учебной литературой.