Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Деятельность школы

ШКОЛА

           
 
 
   
           
           
 

 
Основные задачи деятельности школы:

  • Обеспечить доступность образования, в том числе для детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях образования и при получении дополнительного образования;
  • Обеспечить формирование познавательных, общеучебных умений и навыков, интеллектуальной компетентности учащихся;
  • Совершенствовать содержание образования средствами дифференциации,
  • Совершенствовать образовательный процесс путем внедрения эффективных образовательных технологий обучения и воспитания, развития информационного пространства, усиления идеологической, культурологической и здоровьесберегающие направленности, обеспечения преемственности на всех ступенях обучения;
  • Активизировать ученическое самоуправление, поддержка детских и молодежных общественных организаций и объединений;
  • Создавать необходимые условия для воспитания социально сознательной и творческой личности через формирование гражданственности, патриотизма, здорового образа жизни, осознанного выбора направления профессиональной деятельности;
  • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение и социально-педагогическую поддержку образовательного процесса, раннее выявление семейного неблагополучия, профилактику социального сиротства.
 
 

Из истории государственного учреждения образования «Щомыслицкая средняя школа» Минского района

 
Микрорайон школы в современное время охватывает несколько населенных пунктов. Это деревни Щомыслица, Прилукская Слобода, Волчковичи, Малиновка, Строчица, Паповичы, поселка Волчковичи, Паповичы.
            
Первоначальные сведения о развитии образования в нашей местности ведут нас в д. Волчковичи (левый берег р. Птичь). Кстати, сейчас здесь большое водохранилище. В этом живописном месте среди крестьянских домов располагался имение пани Антонины Иваницкий (происходила из известного на Минщине графского рода Чапских).
            
В начале XIX в. судьба привел сюда доброжелательного и хорошо образованного Ивана Чечет - выходца из известного в Беларуси рода Чечетов. Иван (Иоанн) Чечет известный филолог и фольклорист.
            
Иван Чечет женился на обладательнице имения Волчковичи Антонине Иваницкой и стал богатым человеком. Всю свою жизненную энергию он направил на развитие образования в нашем крае. По архивным сведениям Иван Чачот долгое время работал преподавателем в Минской гимназии, но это ему не мешало уделять внимание развитию образования и воспитанию детей из окрестных деревень.
            
После смерти Ивана Чечета был найден документ, где было указано, что 1200 рублей серебром он завещает для образования на 12 дворов (д. Строчица и Волчковичи) и 3000 рублей бедным ученикам гимназии, где он работал. Деньги должны быть выплачены после смерти его жены Антонины. Тяжба была долгой. Наконец Сенат в Санкт-Петербурге принимает окончательное решение о выплате денег.
            
И сейчас стоят старые деревья с обеих сторон границ бывшего поместья. Рядом на горе кладбище, где похоронены Крэсики, Будда, Савицкие паны Чапские и Чечетов. К сожалению, нет там памятника чуткому, хорошему человеку, господину по социальному происхождению и великому патриоту нашей Родины Ивану Чечету.
            
1917 год. Октябрьская революция породила новые идеи, непонятный для людей уклад жизни. Здесь и "военный коммунизм", и НЭП и коллективизация.
            
К 1917 г. дети из окрестных деревень и хуторов посещали школу, которую содержал на собственные средства граф Чапский в д. Прилуки (сейчас в имении Чапских находятся научно-исследовательский институт защиты растений, а вокруг бывший красивый парк, который сейчас в большом упадке).
            
А к 1929 году все дети школьного возраста ходили в Подгайскую школу (д. Прилуки Сеницкого с / с).
            
Когда началась тотальная коллективизация и так называемое раскулачивание дети учились на хуторе в доме крестьянина (раскулаченных!) Олешкевича. Хутор этот был совсем близко от современной станции "Помыслище".
            
До 30-х годов ХХ в. школы в д. Щомыслица не существовало. На месте современной деревни рос густой лес и только кое-где на бывших помещичьих вырубках были хутора. На этих хуторах жили Кохановский, Селицкий, Кастэцкия, Реут, Милевский, Луцевичи, Мурашко и другие. Кстати, большинство хуторян были католиками, что не мешало жить в согласии с православными и иудеями.
            
16 марта 1930 г. состоялся сход крестьян деревни Прилукская Слобода. На этом собрании было решено организовать колхоз. Название колхоза "Красный партизан". Через год к колхозникам присоединились единоличники (скорее всего этих крестьян заставили присоединиться), так как, кто не хотел, таких быстро арестовывали и отправляли кого в тюрьму, кого в ссылку, а кто и бесследно пропадал (как, например, хуторянин Богданчик и др. ).
            
Центральной усадьбой колхоза урочище Щомыслица стало осенью 1936 г. Это и есть год основания д. Щомыслица. Одним из первых переселенцев в деревню был Григорий Степанович Мурашко. А судьба хуторян Богданчиков и Кастэцкого оказалась очень трагической.
            
Контору колхоза разместили на территории современной новой школы в доме репрессированного крестьянина Ренейского (когда строилась новая школа, то здание, где были школьные мастерские, было снесено).
            
Здесь и основали начальную школу после того, как перевезли дом репрессированного в д. Прилукская Слобода крестьянина Красницкого.
            
Первым заведующим и учителем основанной в 1929 г. Щемыслицкой начальной школы был Русалович Михаил Игнатьевич. Жил он в д. Скориничи (сейчас Сенницкая с / с). Каждый день пешком через лес он приходил на работу в школу и никогда не опаздывал. Его очень уважали учителя, ученики и родители.
            
С 1 сентября 1936 г. в школе начала работать второй учительницей Жуковская Ольга Павловна, которая вместе с братьями Сергеем и Дмитрием приехала в д. Щомыслица из г. Дзержинска (Дзержинск) Минской области.
            
А учитель Русалович Михаил Игнатьевич в ноябре 1936 г. таинственно исчез. До сих пор никто не знает о его судьбе. Люди говорили, что его кто-то убил в лесу, другие говорили, что его арестовали по доносу Ольги Павловны и расстреляли. Но это только слухи.
            
После исчезновения Русаловича в ноябре 1936 г. заведующей и учительницей работала Жуковская Ольга Павловна. Умерла она в 1989г. в Минске.
            В 1938 году в здании графини Чапской (родной сестры графа Чапского) была открыта Щомыслицкая семилетняя школа, директором которой был назначен родной брат Ольги Павловны-Жуковский Сергей Павлович, 1913 г. рождения. В 1939г. он был призван в Красную Армию. В 1941г. окончил Ленинградское военно-политическое училище имени Энгельса. Лейтенант-политрук Жуковский С.П. погиб в 1942 году 19 января и похоронен в деревне Платоновка Днепродзержинск района (Украина). Одна из главных улиц в.Шчомыслице носит его имя.
            
Шло время. Быстро разрасталась деревня Щомыслица. В 1954 году учеников в школе было 144 человек.
            
С 01.09.1956г. построили новую деревянную школу. В 1977г. школа была отремонтирована (были достроены несколько классов и спортзал, котельная).
            
А с 1 сентября 1995 года, после больших усилий была построена новая школа по чешскому проекту. В школе есть все условия для работы учителей и обучения учеников.
            
Сведения о директорах школы в послевоенное время:
1. 1944-1956 г. - Костюченко Екатерина Михайловна (нет свединий о деятельности Екатерины Михайловны и ее судьбе).
2. 1956-1970 г. - Астафийчук Матвей Григорьевич. Жил в в.Шчомыслица, недалеко от школы, учитель математики, участник ВОВ, белорусским языком не владел. В эти годы школа переведена на русский язык обучения. Умер приблизительно в 1999г.
3. 1970-1971 г. Один учебный год школу возглавлял учитель математики Шалак Михаил Андреевич. Участник ВОВ. Умер приблизительно в 1998г. В деревне Щомыслица по ул. Жуковского живут его две дочери.
4. 1971-1978г. Лазарев Валентин Андреевич (при нем было реконструировано здание старой школы, достроены несколько помещений, спортзал. Много им было сделано для пополнения материальной базы школы. Был добрым и непоседливым человеком. Его жена Тамара Владимировна и две дочери Ольга и Татьяна - педагоги. Живут в в.Шомыслице. Лазарев Валентин Андреевич с 1978 года по 1986г. был председателем Щомыслицкого с / с).
5. 1978-1979 г. - один учебный год школу возглавлял Логовский Виктор Леонидович. К сожалению, этот директор за такой непродолжительный срок не мог что-то полезное сделать.
6. 1979 - 1986 г. школу возглавила Тиманович Надежда Ивановна (математик, приехала в в.Шчомыслицу с д.Крупица Минского района, где в местной школе преподавала математику). У нее было много планов относительно развития неполной базовой школы. Она была принципиальная, требовательная к себе и учителей.  Многое ей не удавалось из-за излишней строгости. Было много достижений: пришкольный участок был одним из лучших в районе.
7. 1986-1998 г. Крашевская Людмила Владимировна (назначена директором после работы в отделе образования Минского района). А до этого ее педагогический стаж был таков:
1. 1957 - 1963г. -школа Столбцовского района
2. 1963 - 1978г. - школа № 37 и № 70 г. Минска
3. 1971 - 1978г. отдел образования Минского района
            
При Крашевской Л.В. была построена современная школа. С неполной базовой школы стала средней общеобразовательной. И, самое главное, школа стала белорусскоязычной. Осуществлялся переход на белорусскоязычное обучение с большими трудностями и препятствиями. За время работы Крашевской Л.В. сложился жизнеспособный педагогический коллектив учителей - единомышленников. В 1997 г. школу посещал Президент РБ Лукашенко А.Г.).
8. С 1998 по 2018 гг. - Костеневич Марат Васильевич. Школа вновь стала русскоязычной, но не забыла свои традиции.
9. В сентябре 2018 года, после летних каникул,учеников встречает новый директор школы - Данилюк Елена Анатольевна.
 
 
Материал использован из архива воспоминаний Лазарева В.А., Любимова В.К., Реут Л.С. обработаны Крашевской Л.В., Стрежик Ж.И.

 

УСТАВ

государственного учреждения образования

«Щомыслицкая средняя школа»

(новая редакция)

 

  

СТАТУТ

дзяржаўнай установы адукацыі

«Шчомысліцкая сярэдняя школа»

(новая рэдакцыя)

 

Минский район, 2018г.

1. Общие положения

Настоящий устав является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Щомыслицкая средняя школа», утвержденного решением Минского районного исполнительного комитета 4 июня 2011г. №5526 и зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №690345559.

Решением Минского районного исполнительного комитета от 28 апреля 2005 г. №1165 на базе Щомыслицкой средней общеобразовательной школы создано государственное учреждение образования «Щомыслицкая общеобразовательная средняя школа». Государственное учреждение образования «Щомыслицкая общеобразовательная средняя школа» является правопреемником всех прав и обязанностей Щомыслицкой средней общеобразовательной школы, государственное учреждение образования «Щомыслицкая средняя школа» является правопреемником всех прав и обязанностей государственного учреждения образования «Щомыслицкая общеобразовательная средняя школа».

Государственное учреждение образования «Щомыслицкая средняя школа» (далее – Школа) является государственным учреждением общего среднего образования.

Школа создана в форме учреждения на основе государственной собственности, является некоммерческой организацией, финансируемой из местного бюджета.

Учредителем и собственником имущества Школы является Минский районный исполнительный комитет (далее – Учредитель). Компетенция учредителя определяется актами законодательства.

Органом управления в отношении имущества Школы является Минский районный исполнительный комитет.Органом, уполномоченным собственником управлять на праве оперативного управления имуществом Школы, является управление по образованию, спорту и туризму Минского районного исполнительного комитета.

Школа является юридическим лицом, имеющим в оперативном управлении обособленную часть государственной собственности, несёт самостоятельно ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, исполнять обязательства, быть истцом и ответчиком в суде.

Школа имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, расчётный и иные счета в банках Республики Беларусь.

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, а также настоящим уставом.

Изменения и дополнения в устав Школы вносятся в порядке, установленном действующим законодательством.

Место нахождения Школы: 223049, Республика Беларусь, Минская область, Минский район, агрогородок Щомыслица, ул.Жуковского, д.33.

Тип Школы – учреждение общего среднего образования.

Вид Школы – средняя школа.

Полное наименование Школы:

на белорусском языке – дзяржаўная ўстанова адукацыі«Шчомысліцкая сярэдняя школа»;

на русском языке – государственное учреждение образования «Щомыслицкая средняя школа».

Сокращённое наименование Школы:

на белорусском языке – Шчомысліцкая сярэдняя школа;

на русском языке – Щомыслицкая средняя школа.

Делопроизводство в Школе ведётся на русском языке.

Школа самостоятельно формирует структуру, которая принимается советом Школы и утверждается директором.

Правовой статус и функции структурных подразделений Школы определяются положениями Школы, утверждёнными в установленном порядке.

 

2. Цели, предмет, задачи деятельности Школы

 

Предметом деятельности Школы является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной и методической работы.

На ІІІ ступени общего среднего образования Школа может осуществлять профильное образование, которое предусматривает изучение отдельных учебных предметов на повышенном уровне и проведение факультативных занятий профессиональной направленности (профессионально ориентированных курсов) для ориентации на получение педагогических, военных и иных специальностей.

Для учащихся X-XI классов реализуется программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) без присвоения квалификационного разряда, которая осуществляется в рамках часов трудового обучения.

В Школе также реализуются программы специального образования на уровне общего среднего образования, образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, образовательная программа дополнительного образования детей и молодёжи, образовательная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих), программа воспитания детей, нуждающихся в оздоровлении, организуется учебно-тренировочный процесс по видам спорта.

Основной целью деятельности Школы является реализация образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования, программы воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении.

Основными задачами Школы являются:

  1. обеспечение получения учащимися уровня основного образования, а также необходимых для выбора в дальнейшем профессии навыков умственного и физического труда;
  2. подготовка учащихся к поступлению в учреждения профессионально-технического, среднего специального, высшего образования;
  3. формирование духовно-нравственного и физического развития личности учащихся, формирование национальной сознательности, самовоспитание патриотизма, подготовка их к полноценной жизни в обществе, формирование нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности.

Школа осуществляет реализацию образовательных программ и экономическую деятельность в соответствии с общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2011 «Виды экономической деятельности», утвержденным Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 5 декабря 2011 г. №85:

85200

Начальное образование

85310

Общее среднее образование

85510

Образование в области спорта и отдыха

85520

Образование в области культуры

85590

Прочие виды образования, не включенные в другие группировки

85600

Вспомогательные образовательные услуги

88990

Прочие социальные услуги без обеспечения проживания, не включенные в другие группировки

90010

Деятельность в сфере исполнительских искусств

90020

Деятельность, способствующая проведению культурно-зрелищных мероприятий

90030

Художественное и литературное творчество

91011

Деятельность библиотек

91020

Деятельность музеев

93110

Деятельность физкультурно-спортивных сооружений

93120

Деятельность спортивных клубов

93130

Деятельность фитнес-клубов

93190

Прочая деятельность в области физической культуры и спорта

94200

Деятельность профессиональных союзов

94990

Деятельность прочих организаций, основанных на членстве, не включенных в другие группировки

56290

Прочие услуги по общественному питанию

68200

Сдача внаем собственного и арендуемого недвижимого имущества

59140

Деятельность по показу кинофильмов

85520

Образование в области культуры

01192

Выращивание цветов

01300

Производство продукции питомников

 

 

3. Организация образовательного и воспитательного процессов в Школе

 

Школа осуществляет обучение и воспитание на I, II и III ступенях общего среднего образования. Учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, за исключением экстернов, проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию. Аттестация, перевод, организация выпускных экзаменов и выпуск учащихся осуществляется в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь.

Обучение и воспитание в Школе осуществляется на русском языке.

При получении общего среднего образования изучение белорусского, русского и одного из иностранных языков (английский язык) учащимися, за исключением отдельных категорий лиц с особенностями психофизического развития, является обязательным.

Организация образовательного процесса в Школе осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, а также учебно-программной документацией образовательных программ общего среднего образования, которая включает в себя учебные планы и учебные программы.

Ежегодно на основании Типового учебного плана, утверждённого Министерством образования, Школа разрабатывает учебный план, который утверждается директором по согласованию с отделом образования, спорта и туризма Минского районного исполнительного комитета.

С учащимися V–VIII классов в период летних каникул проводится трудовая практика в течение 5 дней по 3 учебных часа в день (всего 15 учебных часов на класс). Сроки, порядок организации трудовой практики определяет директор Школы.

Продолжительность учебного года устанавливается с 1 сентября по 1 июня.

Для учащихся устанавливаются каникулы на протяжении учебного года и летние каникулы.

Общая продолжительность каникул на протяжении учебного года должна быть не менее тридцати календарных дней, для учащихся I и II классов — не менее тридцати семи календарных дней.

Продолжительность летних каникул должна быть не менее 12   календарных недель, а для учащихся IX классов — не менее 10 календарных недель.

Основной формой организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования является учебное занятие: урок, наблюдение, экскурсия и иное занятие. Учебные занятия могут проводиться по сменам. Дополнительно проводятся факультативные, стимулирующие, поддерживающие занятия, консультации, практика, учебно-полевые сборы, общественно полезный труд.

Образовательный процесс при реализации образовательных программ общего среднего образования осуществляется в классах, в том числе классах интегрированного обучения и воспитания или индивидуально.

Для учащихся, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать Школу, создаются условия для получения общего среднего образования на дому.

Для оказания помощи семье в обучении и воспитании учащихся, создания условий для развития творческих способностей учащихся в Школе могут открываться группы продленного дня для учащихся I-IV классов, деятельность которых регулируется Кодексом Республики Беларусь об образовании и положением, которое утверждается Министерством образования Республики Беларусь.

Свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) выдается учащимся, освоившим содержание образовательной программы базового образования.

Аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) выдается учащимся, освоившим содержание образовательной программы среднего образования.

При выдаче аттестата об общем среднем образовании учащиеся могут награждаться похвальными листами. Решение о награждении похвальным листом принимается на педагогическом совете Школы и утверждается директором Школы.

Организация образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодёжи осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании.

Воспитательная работа Школы строится с учетом особенностей, потребностей и интересов учащихся на основе программы воспитательной работы Школы, разрабатываемой сроком на пять лет на основе соответствующей районной комплексной программы воспитания детей и учащейся молодежи, и Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи.

На основе программы воспитательной работы Школы на текущий учебный год разрабатывается план воспитательной работы Школы, который устанавливает мероприятия по реализации основных направлений воспитания учащихся, сроки, место их проведения, участников, а также лиц, ответственных за их проведение.

 

4. Права и обязанности Школы

 

Школа в соответствии с законодательством имеет право:

  • осуществлять образовательную деятельность;
  • формировать структуру и штатное расписание Школы;
  • осуществлять приносящую доходы деятельность;
  • участвовать в научной, экспериментальной и инновационной деятельности, деятельности по научно-методическому обеспечению образования;
  • осуществлять проверку подлинности документов об образовании при приеме лиц для получения образования и при наличии сомнений в их подлинности путем направления запросов в Министерство образования Республики Беларусь о подтверждении факта их выдачи;
  • входить в состав ассоциаций (союзов) и иных объединений некоммерческих организаций;
  • осуществлять международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговую деятельность.

Школа несёт ответственность за:

  1. качество образования;
  2. подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
  3. материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами;
  4. создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
  5. разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка Школы;
  6. иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Школа обязана обеспечивать:

  • качество образования;
  • разработку и утверждение в установленном порядке структурных элементов научно-методического обеспечения соответствующего образования, его совершенствование;
  • подбор, прием на работу и расстановку кадров, повышение их квалификации;
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса в соответствии с установленными санитарными нормами, правилами, гигиеническими нормативами;
  • создание безопасных условий при организации образовательного процесса;
  • разработку и принятие правил внутреннего распорядка для учащихся, правил внутреннего трудового распорядка Школы;
  • моральное и материальное стимулирование учащихся, педагогических и иных работников Школы;
  • меры социальной защиты учащихся;
  • создание необходимых условий для организации питания и медицинской помощи учащихся;
  • участие в формирование контрольных цифр приема;
  • ознакомление лиц (законных представителей несовершеннолетних) при зачислении в Школу со свидетельством о государственной регистрации, уставом, а по их требованию – и с учебно-программной документацией;
  • содействие уполномоченным государственным органам в проведении контроля за обеспечением качества образования.

Иные обязанности Школы устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, уставом Школы.

 

5. Права и обязанности участников образовательного процесса

 

Участники образовательного процесса – учащиеся, законные представители несовершеннолетних учащихся, педагогические работники.

Прием, отчисление, перевод учащихся в Школе осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Учащиеся имеют право на:

  • получение образования в соответствии с образовательными программами;
  • обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
  • создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
  • охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
  • бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в   государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений;
  • пользование учебниками и учебными пособиями;
  • каникулы;
  • получение платных услуг в сфере образования;
  • бесплатное пользование библиотекой, учебной, производственной, культурно-спортивной базой Школы;
  • получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов Школы;
  • поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной работе, а также в образовательных мероприятиях;
  • участие в управлении Школой;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, фестивалях, конференциях, симпозиумах, конгрессах, семинарах и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой, общественной, научной деятельности;
  • участие в молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству.

Иные права учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Школы.

Учащиеся обязаны:

  • добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
  • заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
  • выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;
  • уважать честь и достоинство других участников образова­тельного процесса;
  • бережно относиться к имуществу Школы.

Иные обязанности учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Школы.

В ходе образовательного процесса учащиеся должны придерживаться одежды строгого делового стиля, а во время занятий физической культурой и спортом использовать спортивную одежду и обувь.

Пользование мобильной связью учащимися во время проведения учебных, факультативных занятий позволяется с разрешения учителя, который ведёт занятие.

Педагогические работники имеют право на:

  • защиту профессиональной чести и достоинства;
  • обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
  • доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
  • участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
  • участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности Школы;
  • участие в управлении Школой;
  • повышение квалификации;
  • моральное и материальное поощрение за успехи в педагоги­ческой деятельности;
  • объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству;
  • ежемесячную компенсацию расходов на приобретение учебной и методической литературы в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Педагогические работники обязаны:

  • осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
  • уважать честь и достоинство учащихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;
  • повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
  • вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди учащихся;
  • соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
  • проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
  • Законные представители несовершеннолетних учащихся имеют право на:
  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации Школы, его учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
  • участие в управлении Школой;
  • защиту прав и законных интересов учащихся;
  • ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности учащихся;
  • получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) учащихся.

Иные права законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами Школы.

Законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны:

  • обеспечивать условия для получения образования и развития учащихся;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • выполнять требования учредительных документов, устава, правил внутреннего распорядка для учащихся.

Иные обязанности законных представителей несовершеннолетних учащихся устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства, локальными нормативными правовыми актами Школы.

 

6. Порядок управления деятельностью Школой, структура и порядок формирования органов управления и самоуправления

 

Управление Школой осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением об учреждении общего среднего образования, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь, уставом Школы и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.

Непосредственное руководство Школой осуществляет его руководитель (далее – директор) в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Директор Школы назначается на должность и освобождается от должности Учредителем в порядке, определяемом законодательством Республики Беларусь.

Директор Школы:

  • действует от имени Школы без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
  • издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
  • может самостоятельно использовать финансовые и материальные средства для решения задач Школы.

Директор Школы в деятельности по управлению Школой взаимодействует с органами самоуправления Школы.

Основным органом самоуправления Школы является совет, возглавляемый директором Школы.

Компетенция, состав и организация деятельности совета Школы определяются Положением о совете учреждения образования, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь и уставом Школы.

К компетенции совета относятся:

  • определение перспективных направлений развития Школы, рассмотрение планов работы Школы, вопросов её образовательной и научной деятельности, международного сотрудничества;
  • внесение предложений о совершенствовании структуры Школы, создании, ликвидации структурных подразделений Школы, определение основных направлений их деятельности;
  • рассмотрение вопросов обновления и развития материально-технической базы Школы, распределения закрепленного за Школой имущества между его структурными подразделениями;
  • принятие решений по вопросам организации образовательного процесса, обсуждение проектов учебно-программной документации образовательных программ, программно-планирующей документации воспитания, реализуемых Школой;
  • содействие в организации и проведении образовательных мероприятий;
  • заслушивание и утверждение отчетов директора Школы и его заместителей, руководителей структурных подразделений Школы о ходе выполнения планов работы Школы, его структурных подразделений, результатах образовательной, хозяйственной и иных видов деятельности;
  • обсуждение тематики и результатов экспериментальной и инновационной деятельности в Школе;
  • рассмотрение иных вопросов, отнесенных к компетенции совета актами законодательства Республики Беларусь и уставом Школы.

Состав совета формируется из представителей учащихся, их законных представителей, директора Школы и его заместителей, представителей педагогических работников Школы. В состав совета могут входить представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций.

Количественный состав совета формируется в следующей пропорции:

25 % – учащиеся Школы и их законные представители;

75 % – директор Школы и его заместители, представители педагогических работников Школы, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций.

Общая численность совета Школы составляет 20 человек.

В состав совета входят:

директор школы, 3 заместителя и 11 представителей педагогических работников школы, избираемых открытым голосованием на педагогическом совете Школы,

2 учащиеся (представители 10 и 11 классов), избираемых открытым голосованием в классных коллективах, а также законные представители учащихся, избираемых открытым голосованием на общем родительском собрании Школы.

Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.

В случае вхождения в состав представителей местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений и иных организаций, количество законных представителей учащихся возрастает пропорционально.

Срок полномочий совета составляет пять лет.

Персональный состав совета утверждается приказом директора Школы.

Непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета, которым является руководитель Школы. В период его отсутствия обязанности председателя выполняет лицо, исполняющее обязанности руководителя Школы.

Непосредственное руководство деятельностью совета осуществляет председатель совета, которым является директор учреждения. В период его отсутствия обязанности председателя выполняет лицо, исполняющее обязанности директора учреждения.

Деятельность совета осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на учебный год и утверждается председателем после рассмотрения на заседании совета. Содержание плана работы определяется актуальными задачами, стоящими перед учреждением образования.

Совет осуществляет свою работу в форме заседаний.

Заседания совета считаются полномочными, если на них присутствует не менее двух третей членов совета.

На заседаниях совета ведется протокол, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов, внесенных в повестку дня, а также результаты голосования и принятое решение. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем совета.

Решения совета по вопросам образовательной, научной деятельности, обновления и развития материально-технической базы принимаются открытым голосованием простым большинством голосов.

По иным вопросам вид голосования (тайное, открытое) и порядок его проведения определяются советом.

При равном количестве голосов решающим является голос председателя совета.

Решения совета, не противоречащие законодательству Республики Беларусь и утвержденные директором Школы, являются обязательными для педагогических и иных работников учреждения образования, учащихся и их законных представителей.

В Школе в качестве органов самоуправления создаются педагогический совет (далее – педсовет) и попечительский совет, родительские комитеты классов.

Педсовет Школы осуществляет свою деятельность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о педагогическом совете учреждения общего среднего образования, локальными нормативными правовыми актами и настоящим уставом.

К компетенции педсовета относятся:

  • определение основных направлений образовательной деятельности Школы;
  • разработка предложений по организации образовательного процесса;
  • создание условий, направленных на охрану здоровья учащихся, при реализации образовательных программ общего среднего образования;
  • участие в рассмотрении вопросов аттестации и перевода учащихся, прекращения образовательных отношений (отчисления) по инициативе Школы;
  • определение методов совершенствования содержания идеологической и воспитательной работы;
  • решение организационно-педагогических вопросов;
  • иные вопросы образовательной деятельности.

В состав педсовета входят все педагогические работники.

Непосредственное руководство деятельностью педагогического совета осуществляет председатель педсовета, которым является директор Школы, а в случае его отсутствия – лицо, исполняющее его обязанности. Педсовет выбирает из своего состава секретаря сроком на один год.

На заседания педсовета могут приглашаться представители государственных и общественных организаций, педагогические работники других учреждений образования, иные заинтересованные лица.

Попечительский совет является органом самоуправления Школы и создается с целью оказания содействия в обеспечении его деятельности и развития.

Решение о создании попечительского совета принимается инициативной группой, в состав которой могут входить законные представители учащихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица.

Попечительский совет организует свою работу в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, Положением о попечительском совете учреждения образования, другими актами законодательства, настоящим уставом.

Попечительский совет разрабатывает, принимает и организует реализацию планов своей деятельности в интересах Школы.

Попечительский совет взаимодействует с директором Школы и другими органами самоуправления по вопросам функционирования и развития Школы. Представитель попечительского совета может участвовать в работе других органов самоуправления.

Выполнение членами попечительского совета своих функций осуществляется исключительно на безвозмездной основе.

Задачами деятельности попечительского совета являются:

  • содействие Школе в развитии материально-технической базы, обеспечении качества образования;
  • разработка и реализация планов своей деятельности в интересах Школы;
  • содействие в улучшении условий труда педагогических и иных работников Школы;
  • определение направлений, форм, размеров и порядка использования средств попечительского совета, в том числе на укрепление материально-технической базы, совершенствование организации питания учащихся, проведение спортивно-массовых, физкультурно-оздоровительных, социально-культурных, образовательных мероприятий, иные цели, не запрещенные законодательством;
  • содействие в установлении и развитии международного сотрудничества в сфере образования;
  • целевое использование средств попечительского совета.

Попечительский совет действует на основе принципов:

  • добровольности членства;
  • равноправия членов попечительского совета;
  • коллегиальности руководства;
  • гласности принимаемых решений.

В состав попечительского совета могут входить законные представители учащихся, педагогические работники, представители общественных объединений и других организаций, иные лица. Решение о включении в состав попечительского совета принимается общим собранием попечительского совета.

Членство в попечительском совете прекращается:

  • по заявлению члена попечительского совета, которое он представляет общему собранию;
  • по решению общего собрания в связи с исключением из попечительского совета.

При выходе или исключении из членов попечительского совета добровольные взносы не возвращаются.

Высшим органом управления попечительским советом является общее собрание. Возглавляет общее собрание попечительского совета председатель попечительского совета, избираемый на 3 года.

Общие собрания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в полугодие.

Председатель попечительского совета в соответствии со своей компетенцией:

  • руководит деятельностью попечительского совета;
  • председательствует на общих собраниях попечительского совета;
  • обеспечивает выполнение решений общего собрания попечительского совета;
  • представляет попечительский совет во всех взаимоотношениях с государственными, общественными и другими организациями и физическими лицами по всем вопросам, относящимся к компетенции попечительского совета;

  • решает иные вопросы, не относящиеся к компетенции общего собрания.

Родительский комитет класса является органом самоуправления и создается из числа законных представителей учащихся соответствующего класса.

Родительский комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, настоящим уставом.

К компетенции родительского комитета относятся:

  • содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса;
  • проведение разъяснительной и консультативной работы среди родителей учащихся об их правах и обязанностях;
  • распространение лучшего опыта семейного воспитания;
  • оказание содействия в проведении физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых и иных мероприятий;
  • взаимодействие с общественными организациями по вопросу пропаганды традиций Школы;
  • взаимодействие с педагогическим коллективом Школы по вопросам профилактики правонарушений среди несовершеннолетних учащихся;
  • взаимодействие с другими органами самоуправления Школы по вопросам, относящимся к компетенции родительского комитета;
  • иные вопросы.

Состав родительского комитета формируется путём открытого голосования сроком на один год.

Из своего состава родительский комитет на первом заседании избирает председателя и секретаря.

В зависимости от численного состава родительского комитета может избираться заместитель председателя.

Деятельность родительского комитета осуществляется по разработанным и принятым им регламенту работы и плану, которые согласовываются с директором Школы.

О своей работе родительский комитет отчитывается перед общим собранием родителей не реже двух раз в год.

Родительский комитет правомочен выносить решения при наличии на заседании не менее половины своего состава. Решения принимаются простым большинством голосов.

При равном количестве голосов решающим является голос председателя.

На заседаниях родительского комитета ведется протокол, в котором фиксируется ход обсуждения вопросов, которые вынесены в повестку дня, предложения и замечания его членов, результаты голосования и соответствующее решение. Каждый протокол подписывается председателем и секретарем.

Решения родительского комитета после их принятия направляются директору Школы.

Решения родительского комитета носят рекомендательный характер.

Работу родительского комитета координирует заместитель директора Школы по воспитательной работе.

 

7. Порядок контроля за деятельностью Школы

 

 Контроль за обеспечением качества образования – деятельность уполномоченных государственных органов по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства;

 Государственные органы, уполномоченные осуществлять контроль за обеспечением качества образования, его порядок и периодичность устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

 

8. Порядок формирования структуры и штатного расписания Школы

 

Школа формирует свою структуру в соответствии с законодательством и уставом.

Штатное расписание Школы разрабатывается и утверждается отделом образования, спорта и туризма Минского районного исполнительного комитета на основании типовых штатных нормативов, утверждаемых Министерством образования.

Прием на работу, перевод и увольнение с работы педагогических и иных работников Школы, утверждение их должностных инструкций и обязанностей осуществляется директором.

На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимое профессиональное образование или специальное образование при условии прохождения ими интегрированных курсов психолого-педагогической подготовки, с представлением соответствующих подтверждающих документов. Квалификационные требования к педагогическим работникам определяются соответствующими квалификационными характеристиками.

К педагогической деятельности не допускаются лица, которым занятие данной деятельностью запрещено решением суда или по медицинским показателям, а также лица, которые были осуждены за определенные преступления. Перечень соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений определяется законодательством Республики Беларусь.

Оплата труда работников Школы осуществляется в соответствии с действующим законодательством, действующими в Школе положениями о премировании, о надбавках и доплатах.

Аттестация педагогических работников Школы осуществляется в порядке, определяемом Министерством образования.

 

9. Источники и порядок формирования имущества Школы

 

Материально-техническая база Школы формируется учредителем в соответствии с требованиями, установленными законодательством.

Материально-техническую базу Школы составляют земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и иное имущество.

В Школе должны быть:

помещения, кабинеты, лаборатории, мастерские, площадки, снабженные мебелью, инвентарем, средствами обучения, необходимыми для организации образовательного процесса;

  • помещения для занятий физической культурой и спортом;
  • иное имущество в соответствии с санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами.
  • Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Школы.
  • Учредитель Школы обеспечивает обновление и развитие его материально-технической базы.

Развитие материально-технической базы Школы осуществляется с учетом потребностей личности, общества и государства в повышении качества образования, а также в соответствии с программой развития системы образования, программой общего среднего, специального образования.

Школа не в праве без согласия собственника отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ней имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ей по смете.

Финансирование Школы осуществляется за счет средств местного бюджета на основе государственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного учащегося для данного типа и вида учреждения образования. Привлечение Школой дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и размеров ее финансирования из бюджета.

Укрепление, обновление и развитие материально-технической базы Школы осуществляется за счет бюджетных средств, а также средств, полученных в результате оказания платных услуг, реализации продукции и услуг населению, добровольных пожертвований организаций, физических и юридических лиц, иных видов деятельности, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.

Дополнительными источниками финансирования Школы являются:

  • доходы, полученные от реализации собственной продукции, выполнения работ и оказания услуг;
  • добровольные пожертвования юридических и физических лиц;
  • иные источники, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

Школа может осуществлять платную образовательную деятельность по оказанию дополнительных образовательных услуг, не финансируемых из бюджета.

Стоимость дополнительных образовательных услуг определяется в соответствии с законодательством с учетом экономически обоснованных затрат и утверждается начальником управления по образованию, спорту и туризму Минского райисполкома.

Школа также имеет право:

Выращивать декоративные растения, а также сельскохозяйственную продукцию и осуществлять ее продажу;

заключать договоры с организациями, учреждениями, предприятиями на выполнение определенных видов работ учащимися, если они не противоречат санитарно-гигиеническим нормам, законодательству Республики Беларусь.

Денежные средства, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности, в том числе оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Школы, учитываются и расходуются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

10. Международное сотрудничество

 

Международное сотрудничество в сфере образования направлено на получение образования гражданами Республики Беларусь в организациях иностранных государств, иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь, в учреждениях образования Республики Беларусь, иных организациях системы образования Республики Беларусь, на обмен учащимися, педагогическими работниками, а также на участие в международных образовательных мероприятиях.

Международное сотрудничество в сфере образования осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров, заключаемых между Школой (иной организацией системы образования Республики Беларусь) и организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином, лицом без гражданства, временно пребывающими или временно проживающими в Республике Беларусь), международных и национальных проектов и программ в сфере образования.

Международное сотрудничество в сфере образования, в том числе внешнеторговая деятельность, осуществляется на принципах независимости, равенства, обоюдной выгоды, взаимного уважения в соответствии с законодательством и не должно наносить ущерб суверенитету Республики Беларусь, национальной безопасности и интересам личности, общества и государства.

 

11. Компетенция Учредителя

 

Учредитель и распорядительный орган в сфере образования (отдел образования, спорта и туризма Минского райисполкома):

  • разрабатывают и вносят на утверждение в местный Совет депутатов программы развития дошкольного, общего среднего, специального образования, дополнительного образования детей и молодежи;
  • осуществляют управление в сфере образования;
  • разрабатывают прогнозы потребностей в кадрах;
  • организуют повышение квалификации и переподготовку специалистов, рабочих, служащих;
  • доводят до Министерства образования Республики Беларусь, учреждений образования, организаций, заинтересованных в подготовке специалистов, рабочих, служащих, количество мест для получения образования на условиях целевой подготовки;
  • обеспечивают предоставление первого рабочего места;
  • устанавливают броню для предоставления первого рабочего места;
  • осуществляют иные полномочия в сфере образования, определяемые Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства.

12. Порядок реорганизации и ликвидации Школы

 

Реорганизация или ликвидация Школы осуществляется в установленном законодательством порядке.

Решение о ликвидации Школы принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

 

13. Заключительные положения

 

Все вопросы, не оговоренные данным уставом, регулируются Кодексом об образовании и иными законодательными актами Республики Беларусь.

 
 
 
 
 

Разделы сайта