Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

У дапамогу педагогам

Совместная работа учителя-дефектолога и учителя

Учителю начальных классов необходимо учитывать влияние недостатков речи ребенка на успешное овладение грамотой. При этом даже опытные педагоги не могут обойтись без помощи логопеда.

Совместная работа логопеда и учителя требует постоянного контакта, корректировки методов и приемов работы с детьми логопатами. Ведь у учителя-дефектолога и учителя начальных классов общие задачи:
  • обеспечить успешное овладение учеником программ по родному языку и чтению;
  • развивать внимание, память, мышление ребёнка;
  • развивать общую и мелкую моторику, пространственное восприятие и т.д.;
  • воспитывать ребенка в процессе обучения.
Успех работы учителя-дефектолога так же во многом зависит от тесного контакта с учителями начальных классов. Обязательно должны быть выработаны единые подходы, требования, приемы работы с каждым из детей, имеющих нарушения речи и посещающих занятия у логопеда.
 
Рекомендации учителя-дефектолога  учителю
  1. Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам.
  2. При изучении каждой новой буквы давать четкую артикуляцию звука (как он произносится), особое внимание уделять детям, которые не могут правильно произносить эти звуки.
  3. Закреплять на уроках поставленные логопедом звуки.
  4. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками.
  5. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов.
  6. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим развитие дисграфии.
  7. Контролировать посещение детьми с дефектами речи логопедических занятий.
Рекомендации учителю
При появлении уже в первом классе замен букв на письме необходимо сразу же выяснить причину их возникновения и начинать занятия по их устранению. Пассивное выжидание ни к чему хорошему не приведет, сами собой эти ошибки не исчезнут ни во 2-м, ни в 3-м, ни в 4-м классе.
Система работы по устранению этих нарушений строится по следующему плану:
  • Закрепление каждого звука отдельно, соотнесение его с определенной буквой. Исправление нарушенного звукопроизношения.
  • Дифференциация звуков на слух, дифференциация соответствующих букв в определенной последовательности: звуки, буквы; в слогах; в словах; в предложениях;  в связной речи.
В соответствии с этим планом выстроена работа над каждой парой. Материал приблизительно разбит на занятия, но это деление условно, так как вся работа с детьми, имеющими нарушения письма и чтения, строится индивидуально, с учетом их уровня развития, темпа письма, работоспособности, уровня утомляемости и т. д. Поэтому вам необходимо все это учитывать при организации индивидуальных занятий. В конце каждого занятия дается самостоятельная работа. Необходимо подвести итоги и указать положительную динамику, что получилось, а над чем еще необходимо поработать.
Можно предложить ребенку подсчитывать количество допущенных ошибок на каждом занятии и следить за изменениями, т. е. делать самоанализ своей работы. Не забудьте похвалить ребенка после каждого занятия! Ведь именно похвала укрепляет его уверенность в себе, развивает желание исправить свои ошибки, совершенствоваться.
Обучение не должно быть простым «натаскиванием», поэтому весь материал, строится на развития мышления, памяти, внимания, логики и т. д. Было бы хорошо, если бы параллельно, ребенок посетил занятия у психолога, где с ним поработали бы над развитием этих качеств. 

Леворукость и праворукость

У человека существует - и это давно установлено - функциональная асимметрия мозга. Что это значит? Ответственность за разные виды деятельности поделена между полушариями мозга. Правый мозг оперирует образами, "заведует" ориентацией в пространстве, различением музыкальных тонов и мелодий, распознает сходство и различие сложных систем, продуцирует сновидения. Левый мозг оперирует словесно-знаковой информацией, чтением текстов, выстраивает продукты своей работы в строгие и точные конструкции.
У большинства людей в результате определенной системы учебы, тренировки, всей жизни резко доминирует одно полушарие (левое). Более слабое полушарие, у которого есть собственные уникальные особенности - не полностью выполняет свои функции, потому что оно ЗАБИТО более сильным. Кроме того, слабое полушарие очень вяло участвует в действиях, требующих двойного контроля. Так что от распространенного сегодня традиционного подхода страдает не только небольшое количество переученных левшей, но и основная масса населения - правши.
Давайте на секунду отвлечемся: попробуйте ударить мяч левой рукой, напишите что-нибудь или нарисуйте человечка. Получается? Не очень ловко, но получается. Но ведь левую руку никто не учил всем этим непростым движениям, значит она "под шумок" незаметно выучилась сама, пока мы обучали правую. Но можно учить и "наоборот": если всем навыкам мы начнем учить и левую руку, это создаст существенные резервы для еще более совершенной работы правой руки.
Во многих культурах прошлого считалось, что человек должен быть симметричным, ДВУРУКИМ. Его нужно учить на "двурукость". Обучение должно быть построено таким образом, чтобы более слабый мозг был активным помощником сильного, а не его пассивным придатком. Развивая эту тему взаимной помощи мозговых полушарий, удобно привести пример коридора, по обеим стенам которого повешены зеркала. При активности обоих полушарий происходит многократное отражение и усиление их деятельности (как зеркала в коридоре много раз повторно отражают объект и его отражения друг в друге).
Нужно учить обе руки, обе ноги, оба глаза, обе стороны тела. В возрасте до трех лет не стоит слишком доискиваться, правшой или левшой является ребенок. В это время подобное выяснение является нагрузкой для детей и малонадежно.
И еще одно "но" (окончательно все запутывающее). Большинство авторов все-таки считает, что в шесть с половиной - семь лет обычный ребенок делает выбор руки (кроме незначительного количества двуруких, вернее, "двуправоруких", если можно так выразиться). Такой выбор обязателен и он свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. И для того, чтобы это состояние было достигнуто быстрее, в какой-то момент (у обычного ребенка - около шести лет) нужно начать больше внимания уделять доминирующей руке. Но когда выбор будет совершен, необходимо снова усиленно заниматься симметричностью движений...
Переведем дух и подыщем спортивный пример для понимания сложности проблемы выбора руки. Имеем переученного правшу или левшу. Его движения контролируются более слабым мозгом, поскольку так этот человек научен. Но в моменты наивысшего напряжения - НА СОРЕВНОВАНИЯХ - доминантное полушарие (ненаученное) берет на себя ответственность за движения, и спортсмен делает невероятные промахи, которые просто непредставимы на тренировках. Вспомните футболистов, которые в последний момент вдруг совершают такой удар выше ворот, что только диву даешься: очень часто это визитная карточка нашей проблемы.
Возраст выбора доминирующей руки у "домановских детей", о которых мы пишем, снижается до трех с половиной - четырех лет. В этот период мы усиленно тренируем руку, которую предпочитает ребенок, чтобы ускорить наступление высшего этапа, контроля коры. Но при этом мы очень много занимаемся видами деятельности, которые требуют двойного управления: велосипедом, роликами, брахиацией (замечательно, если у ребенка есть возможность много бегать и плавать). Мы, к сожалению, не нашли авторов, которые стали бы для нас в этом сложном вопросе абсолютными авторитетами. Но мы твердо уверены: учить на две руки - значит добиваться более точных, уверенных и совершенных движений. Учить левую руку фехтовальщика, теннисиста, левый глаз стрелка, левую ногу футболиста - создавать резерв, который есть у спортсмена любого возраста (и в мире существуют спортсмены, которые этим успешно пользуются).
Остается уточнить, что к шахматистам резерв смены руки не относится.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 

1.         "Перекрестные движения".
При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.
2.         "Ленивые восьмерки".
Сначала рисуют в воздухе восьмерку правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.
3.         "Энергизатор".
Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Нижняя часть тела и плечи расслабленны. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вытяните голову-вперед, потягивая заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.
4.         "Шапка для размышления".
Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
 
5.         "Точки мозга".
Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые расположены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка и вы рисуете ей бабочку — 8 на потолке.
6.         "Симметричные рисунки".
Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.
7.         "Активизация руки".
Держите одну руку рядом с ухом. Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырех направлениях (вперед, назад, к себе, от себя).
8.         "Качание головой".
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
9.         "Сова".
Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.
 

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О НАВЫКАХ ПИСЬМА

Письмо- сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.
Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребёнка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создаёт дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребёнка на первом году обучения в школе.
Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причём большой расположен несколько выше указательного, опора- на мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.
Ребёнок сидит за столом прямо, голова (но не туловище) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях - это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв.
Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребёнок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.
Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребёнка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см ( по образцу ). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в несколько приёмов, периодически передвигая руку.
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитьё, вышивание, вязание, макраме.
 

Раздзелы сайта