Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Прафілактыка суіцыду

   Мы попробуем разобраться в том, что такое суицид и суицидальные попытки, мы попытаемся научиться распознавать признаки надвигающейся опасности, мы узнаем, что нужно делать, чтобы не испугаться и суметь помочь другу или просто знакомому отыскать способ выхода из кризиса, именно выхода, а не ухода.

   Ведь суицид это уход, уход от решения проблемы, от наказания и позора, унижения и отчаяния, разочарования и потери, отвергнутости и потери самоуважения ... словом, от всего того, что составляет многообразие жизни, пусть и не в самых радужных ее проявлениях.
  Телефон Время работы
Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов
8 801
100 21 21
по будням с 9 00 до 17 00 бесплатно
Республиканская телефонная "горячая линия" по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию - телефон доверия для детей
8 801
100 16 11
круглосуточно,
бесплатно
Минск:
  8 017 202-04-01 круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"
для детей и подростков
8 029
899-04-01 (МТС)
 

Вам грустно или одиноко?

У Вас проблемы в семье или на работе?

Вам трудно общаться со своим ребёнком?

Вы испытываете боль, обиду, разочарование?

Некому рассказать о своих переживаниях?

Вы потеряли близкого человека?

Вас бросили?

Вам страшно?

Вас избили?

Вам кажется, что жизнь потеряла смысл?

Звоните на ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ днём и ночью в любой день

Понимание, сочувствие и поддержка - совсем рядом!

Помощь оказывается бесплатно и анонимно без ограничений возраста, пола, национальности, места жительства, состояния здоровья, сексуальной ориентации круглосуточно без выходных.

ПОМНИТЕ: МЫ С ВАМИ!

 

Приёмная Управления образования Минского облисполкома 8-017-50-04-2-26

 

Суицид: как распознать кризис у подростка и что нужно / чего не надо говорить в критической ситуации

Родители, будьте бдительны! Мнение, что люди, которые пошли на суицид, никому не говорят о своих намерениях, ошибочно. Большинство людей в той или иной форме предупреждает тех, кто находится рядом. А дети вообще не умеют скрывать своих планов. Разговоры вроде «никто и не мог подумать» означают лишь то, что окружение не приняло или не понятно сигналов, которые присылались.
 

Основные мотивы суицидального поведения

у детей и подростков:

  • переживание обиды, одиночества, отчужденности и непонимания;
  • настоящая или мнимая потеря любви родителей, ревность;
  • переживания, связанные со смертью, разводом или уходом родителей из семьи;
  • чувство вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения;
  • боязнь позора, насмешек или унижения;
  • страх наказания, нежелание извиниться;
  • любовные неудачи, сексуальные эксцессы, беременность;
  • чувство мести, злобы, протеста; угроза или вымогательство;
  • желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, избежать неприятных последствий, уйти от трудной ситуации;
  • сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов.

Если подросток задумал серьезно совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.
 

Речевые признаки:

Подросток, который готовится совершить самоубийство, часто говорит о себе свое состояние:
  • открыто говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;
  • косвенно намекает на свои намерения: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придется обо мне волноваться»;
  • много шутит на тему самоубийства,
  • проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
 

Поведенческие признаки:

Подросток может:
  • раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами;
  • демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие как: в еде - ест мало или слишком много; во сне - спать слишком мало или слишком много; во внешнем виде - стать неряшливым; в школьных привычках - пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками, проявлять раздражительность, угрюмость, находится в мрачном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, равнодушным к окружающему миру;
  • чувствовать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния;
  • проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
 

Ситуационные признаки:

Ребенок может решиться на самоубийство, если:
  • социально изолирован, чувствует себя отвергнутым;
  • живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье; алкоголизм - личная или семейная проблема);
  • чувствует себя жертвой насилия - физического, сексуального или эмоционального;
  • предпринимал ранее попытки самоубийства;
  • имеет склонность к суициду из-за того, что он совершился кем-то из друзей, знакомых или членов семьи;
  • перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей);
  • слишком критично относится к себе.
Ребенок может просто говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше.
 
Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это закончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало? », рассуждения о похоронах.
 
Тревожным сигналом является попытка раздать все долги, помириться с врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему не понадобятся.
Кроме перечисленных, выделяются еще несколько признаков готовности ребенка к суициду, при появлении 1-2 из которых следует обратить особое внимание:
  • потеря интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
  • пренебрежение собственным видом, неряшливость;
  • появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
  • резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительные речь;
  • внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
  • плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
  • склонность к риску и неоправданных и необдуманных поступков;
  • проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
  • безразличное разлука с вещами или деньгами, раздаривания их;
  • стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
  • самообвинения или, наоборот, признание в зависимости от других;
  • шутки и ироничные высказывания или философские размышления на тему смерти.

Что делать? Как помочь?

Если вы заметили у ребенка склонность к самоубийству, попробуйте поговорить с ним по душам. Только не задавайте вопросы о суициде вдруг, когда человек сам не затрагивает эту тему.
Постарайтесь выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или обязанным, кто его друзья и чем он увлечен. Можно попытаться найти выход из сложившейся ситуации, но чаще всего ребенка достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его готовность к суициду снижается. Всегда следует осознать «какова причина» и «какова цель» поступков ребенка. Не бойтесь обращаться к специалистам-психологам.

Обращение к психологу не означает постановки на учет и не ставит клейма психической неполноценности.
Большинство людей, которые делают покушение на свою жизнь, - психически здоровые люди, лица, творчески одаренные, они просто оказались в сложной ситуации. Спасти ребенка от одиночества можно только любовью!
 
Если вы слышите
Обязательно скажите
Нельзя говорить
«Ненавижу всех»
Чувствую, что-то происходит, давай поговорим об этом
Когда я был в твоем возрасте ... Да ты просто несешь чепуху
«Всё безнадёжно и бессмысленно»
Чувствую, что ты чем-то подавлен. Иногда мы все чувствуем себя так. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно решить
Подумай про тех, кому хуже, чем тебе
«Всем было бы лучше  без меня»
Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твой настрой. Поговорим об этом
Не говори глупостей. Поговорим о другом ...
«Вы не понимаете меня»
Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять.
Да где же мне тебя понять ?!
«Я сделал ужасную вещь»
Я вижу, что ты чувствуешь вину. Давай поговорим об этом
И что ты сейчас хочешь? Выкладывай прямо сейчас!
«У меня никогда ничего не получается»
Ты сейчас чувствуешь недостаток сил. Давай обсудим, как это поменять
Не выходит - значит, не старался!
 

Важно выполнять следующие правила:

  • будьте уверены, что вы в состоянии помочь;
  • будьте терпеливы;
  • не старайтесь шокировать или угрожать человеку, говоря "пойди и сделай это»;
  • не анализируешь его поведенческие мотивы, говоря: «Ты так чувствуешь себя, потому что ...»;
  • НЕ спорьте и не старайтесь образумить подростка, говоря: «Ты не можешь убить себя, потому что ...»;
  • делайте все от вас зависящее.



И, конечно же, обращайтесь к специалистам за помощью!



 

 
 
 
 
 

Раздзелы сайта